Объединение профсоюзов Татарстана - территориальное объединение организаций профсоюзов

«Не надо плакать – организуйтесь!»
«Мы правы силой нашего профсоюза и своим единством!»
«Не надо дрожать, за справедливость в нашей России надо бороться и побеждать!»
«Кризис не за счет рабочих, дадим прохоровым сдачи! !»
«Нет произволу начальства!»
«Нет рабству и хамству на работе!»
«Сильный профсоюз - профсоюз, о силе и победах которого знают все!»
Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть. Бернард Шоу
Рабочий один слаб - Профсоюз - защита от хозяйских лап ! В. Маяковский
Защити свои права вместе с профсоюзом!
«Нет забастовок законных или незаконных, есть забастовки успешные (выигранные) или неуспешные (не выигранные)».

Министерство Культуры уверенно лидирует в списке нецивилизованных работодателей Татарстана и удивляет пренебрежением к закону + Решение суда

В методических целях, публикуем сегодня это познавательное во всех смыслах решение суда, выполняя  просьбу наших активистов из регионов и многочисленных работников Министерства Культуры Республики Татарстан. В нём речь идет о том, что 15 мая 2019 года руководство Министерство Культуры Республики Татарстан уже в четвертый раз в течении года "отличилось" нарушением норм трудового права и поэтому продолжает уверенно лидировать в нашем списке самых "нецивилизованных" работодателей Татарстана. Судите сами, к трем прежним решениям судов Республики Татарстан: Лаишевского районного суда от 20.11.2018г., Вахитовского районного суда г. Казани от 10 декабря 2018г. и Приволжского районного суда г. Казани от 22 апреля 2019г. о которых мы уже писали ранее, добавилось новое, уже четвертое и вновь из Вахитовского районного суда г. Казани, на этот раз уже о восстановлении на прежнем месте работы начальника управления планирования и финансирования ответчика Хаярова Ильдара Завдятовича. Отметим, всю объемную работу по сбору документов и доказательств по гражданскому делу, по подготовке иска и обоснованию его в зале суда в ходе четырех судебных слушаний (представитель ответчика не только наняв себе адвоката, вероятно поскольку юристы у него - только для красоты и получения зарплаты сидят в штате министерства, и этот адвокат как мог всячески затягивал рассмотрение дела - попросту не являся дважды на судебные слушания) провёл Мильченко Н.И.     

ПРЕСС - СЛУЖБА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ ТАТАРСТАНА 

 

Решение по гражданскому делу
Печать решения
 

Копия Дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

... Вахитовский районный суд ... в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя прокуратуры ... города ФИО3 Садриева, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вахитовского районного суда ... гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству культуры Республики Татарстан о признании приказа о прекращении (расторжении) служебного контракта незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, возложении обязанности по выдаче трудовой книжки, документов связанных с работой,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству культуры Республики Татарстан о признании приказа о прекращении (расторжении) служебного контракта незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, возложении обязанности по выдаче трудовой книжки, документов связанных с работой. В обоснование заявленных исковых требований указано следующее.

ФИО1 был принят на работу в Министерство культуры Республики Татарстан в отдел бухгалтерского учета и отчетности на должность начальника отдела по служебному контракту ... с ... по приказу ... л от ... и был переведен на должность начальника управления планирования и финансирования приказом ... л от ... на основании изменений к служебному контракту ... от ....

Указывается, что трудовая деятельность и успешная государственная гражданская служба ФИО1 были положительно отмечены не только его руководством в характеристике от ..., но и грамотой Президента Российской Федерации В.Путина и Министра культуры Республики Татарстан. ФИО1 воспитывает трех детей 2008, 2010 и 2019 годов рождения.

Указывается, что ... работодатель противозаконно и безосновательно прекратил действие служебного контракта с заявителем "задним числом" уволив его ... приказом ...л от ... «О прекращении (расторжении) служебного контракта с работником (увольнении)» ...л от ... за грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей - прогул, подпункт "а" пункта 3 части первой статьи 37 Федерального закона от ... № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; подпункт "а" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Ранее приказом работодателя ...л от ... и уведомлением от ... ФИО1 временно был отстранен от занимаемой должности и соответственно не мог быть уволенным за прогул.

Приказом работодателя от ... ...л «О сокращении штата работников Министерства культуры Республики Татарстан» должность заявителя с ... сокращена и увольнять за прогул с несуществующей в штате работодателя должности невозможно.

Указывается, что в день увольнения с приказом об увольнении работодатель его не ознакомил, трудовую книжку не выдал, в связи с чем ФИО1 вынужден был официально обратиться ... с заявлением о выдаче трудовой книжки. В нарушение положений ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем этого сделано не было, что свидетельствует о нарушении процедуры наложения дисциплинарного взыскания в виде увольнения за прогул.

В нарушение положений ст.ст. 84.1 и 140 Трудового кодекса Российской Федерации полный расчёт за 113 дней неиспользованного отпуска работодателем произведен не был, поскольку с причитающейся суммы в размере 297 884,01 руб. работодателем произведена выплата лишь 144 710, 06 руб., что свидетельствует о наличии задолженности перед работником в сумме 153 173,95 руб.

Полагает, что работодатель должен возместить работнику заработную плату за время вынужденного прогула по его вине в связи с противозаконным увольнением за период начиная с ... по дату его восстановления на работе, исходя из расчета средней заработной платы - 2 636,14 руб. за каждый календарный день.

Кроме того, ФИО1 неоднократно ранее письменно обращался к работодателю с просьбой выдать документы, связанные с работой, однако указанные требования работника остались без удовлетворения. ... истец был вынужден в очередной раз письменно обратиться к работодателю с заявлением вх. ..., в котором в соответствии со ст. 62 ТК РФ просил предоставить ему ряд документов связанных с его работой.

Указывается, что указанное законное право работника работодателем было проигнорировано, поскольку в адрес заявителя была направлена лишь малая часть испрашиваемых работником документов.

Истец полагает, что работодатель, нарушив положения норм действующего трудового законодательства, причинил ему значительный моральный вред, который оценивается им в размере 50 000 руб.

Руководствуясь изложенным, ФИО1 просит суд признать незаконным и отменить приказ Министерства культуры Республики Татарстан «О прекращении (расторжении) служебного контракта с работником (увольнении)» ...л от ... за грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей - прогул, подпункт "а" пункта 3 части первой статьи 37 Федерального закона от ... № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; подпункт "а" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Восстановить ФИО1 в Министерстве Культуры Республики Татарстан с фактическим допуском его к работе на прежней должности начальника управления планирования и финансирования.

Взыскать с Министерства культуры Республики Татарстан в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ... по дату восстановления на работе, исходя из расчета средней заработной платы - 2 636,14 руб. за каждый календарный день.

Взыскать с Министерства культуры Республики Татарстан в свою пользу задолженность по заработной плате, компенсацию не в полном размере за дни неиспользованного отпуска при увольнении в сумме 153 173,95 руб.

Взыскать с Министерства культуры Республики Татарстан в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Возложить на Министерство культуры Республики Татарстан обязанность в соответствии с положениями статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации по выдаче заявителю трудовой книжки, на основании положений статей 62, 69, 84.1, 89, 140 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по выдаче удостоверенных работодателем документов связанных с работой:

Служебного контракта со всеми дополнительными соглашениями и приложениями к нему, подтверждающими факт изменения условий труда и оплаты;

Заявления и приказа о приеме на работу, об отпусках, о переводах на другую работу, о совмещении профессий или совместительстве, об отстранении от работы/должности, об отмене отстранения от работы/должности, о наложении дисциплинарных взысканий со всеми без исключения документами, послужившими основанием для их издания, в них указанными или фигурирующими по тексту;

Переписку (входящих и исходящих писем) с ГСУ МВД по РТ, связанную с отстранением от должности и отменой отстранения от должности, в том числе письма Министерства культуры Республики Татарстан от ... ... и ответа на него;

Приказа от ... ... о проведении служебной проверки со всеми документами, послужившими основанием для его издания, в нем указанными или фигурирующими по тексту, справки Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики по результатам оказания практической помощи в реализации антикоррупционных мер, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством в Министерстве культуры Республики Татарстан и его подведомственных учреждениях, письменного заключения и других материалов по результатам проверки, а также актов, протоколов и иных материалов, касающихся указанной служебной проверки;

Приказов, постановлений или распоряжений о сокращении или изменении штатного расписания или структуры министерства в 2018 году, уведомления меня о сокращении, предложения о имеющихся вакансиях с приложенными к ним должностными регламентами (должностными инструкциями) на отделы и должности (при наличии таковых);

Должностного регламента (должностной инструкции) по занимаемой должности начальника управления планирования и финансирования и приказа об утверждении указанного должностного регламента (все версии, действовавшие в период работы в учреждении с 2011 года по дату запроса);

Приказа о создании контрактной службы и утверждении Положения о контрактной службе от ... ...од со всеми изменениями и дополнениями;

Приказа об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги от ... ...од со всеми изменениями и дополнениями;

Приказа о создании комиссии по приемке поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (приемочной комиссии) со всеми изменениями и дополнениями;

Указа Президента Республики Татарстан от ... №УП-551, Постановления КМ РТ от ... ..., Приказа Минкультуры РТ от ... ...л «О сокращении штата работников Министерства культуры Республики Татарстан»;

Штатного расписания (выписки) за период работы в учреждении (все версии, в том числе от ... и от ...);

Положения (иного внутреннего локального акта) об оплате труда и сроках оплаты труда;

Положения (иного внутреннего локального акта) об учете рабочего времени;

Положения (иного внутреннего локального акта) о премировании;

Положения (иного внутреннего локального акта) о внутреннем трудовом распорядке и режиме работы в учреждении;

Листов нетрудоспособности за весь период работы;

Расчет среднего заработка для исчисления пособия по нетрудоспособности за период с октября 2018 года с приложением подтверждающих этот расчет документов;

Справки 2-НДФЛ за весь период работы в учреждении по январь 2019 года;

Приказов о премировании за весь период работы в учреждении со всеми документами, послужившими основанием для их изданий, в том числе распоряжений КМ РТ о выделении денежных средств;

Расчетные листки, табеля учета рабочего времени, графики выхода на работу за весь период моей работы (обязательно за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года и январь 2019 года);

Справки об удержаниях из заработной платы за весь период работы по годам по дату настоящего запроса;

Справку о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за весь период работы;

Справку об уплаченных в ФСС РФ страховых взносах;

Финансовых документов (платежных поручений, кассовых расходных ордеров, платежных ведомостей и иных), подтверждающих факт выплаты заработной платы за весь период работы, включая период с ... по дату запроса;

Личной карточки по форме №Т-2;

Графиков отпусков за весь период работы в учреждении;

Записок-расчетов о предоставлении отпуска работнику по форме ЖГ-60 за весь период работы в учреждении;

Справку о периоде работы в министерстве и занимаемых должностях, включая октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года и январь 2019 года;

Справку о количестве дней неиспользованного отпуска за весь период работы в учреждении;

Расчет количества дней неиспользованного отпуска за весь период работы в учреждении с документами, подтверждающими этот расчет;

Справку в центр занятости о средней заработной плате за последние 3 месяца;

Справку о средней заработной плате за последние 12 месяцев в рабочих днях, исчисленной за период с мая 2016 года по апрель 2017 года;

Справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих увольнению;

Справку приложение к приказу об увольнении по форме №Т-61 о расчете компенсации за дни неиспользованного отпуска.

Справку о задолженности по заработной плате по состоянию на дату запроса;

Расчет денежной компенсации в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации по задолженности по заработной плате за период с ..., учитывая периодичность и сроки выплат заработной платы по состоянию на дату запроса.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО4 заявленные исковые требования поддержали, уточнив размер среднего заработка за время вынужденного прогула по состоянию на ... на сумму 408601, 73 руб.

Представители ответчика Министерства культуры Республики Татарстан, ФИО5, адвокат ФИО6 в ходе судебного рассмотрения с заявленными исковыми требованиями не согласились.

Представителем прокуратуры ..., ФИО7 в ходе судебного рассмотрения дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от ... N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от ... N 79-ФЗ).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ... N 79-ФЗ).

Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона от ... N 79-ФЗ, в том числе пунктом 5 части 1 данной нормы предусмотрена обязанность соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом от ... N 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 Федерального закона от ... N 79-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от ... N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.

В части 1 статьи 37 Федерального закона от ... N 79-ФЗ содержится перечень оснований, по которым служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы.

Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от ... N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей - прогула, то есть отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня.

Статьей 58 Федерального закона от ... N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от ... N 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от ... N 79-ФЗ).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от ... N 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Гражданский служащий в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от ... N 79-ФЗ имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с названным федеральным законом и другими федеральными законами.

Непосредственно в судах исходя из пункта 1 части 14 статьи 70 Федерального закона от ... N 79-ФЗ рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения; о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы.

Статьей 73 Федерального закона от ... N 79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно пункту 3 части первой статьи 32 Федерального закона от ... N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего: по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно подпункту "в" пункта 2 части второй статьи 32 Федерального закона от ... N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на период: проведения проверки соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.

Из материалов дела усматривается, что на основании служебного контракта ... от ..., приказа работодателя от ... ... л, приказа от ... ... л, изменений к служебному контракту от ... ... ФИО1 состоял на государственной гражданской службе Министерства культуры Республики Татарстан в должности начальника управления планирования и финансирования.

Постановлением Вахитовского районного суда ... от ... ФИО1 временно отстранен от должности начальника управления планирования и финансирования Министерства культуры Республики Татарстан с назначением ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации в сумме 11160 руб.

Приказом Министерства культуры Республики Татарстан от ... ...л дано распоряжение в соответствии со статьей 32 Федерального закона от ... № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», постановлением Вахитовского районного суда ... от ..., временно отстранить от занимаемой должности ФИО1 начальника Управления планирования и финансирования на период с ... до принятия окончательного решения.

Во исполнение приказа Министерства культуры Республики Татарстан от ... ...л и.о. начальника отдела кадров ... в адрес ФИО1 направлено Уведомление ... о временном отстранении от занимаемой должности.

Приказом Министерства культуры Республики Татарстан от ... ...л штатная единица Начальника управления планирования и финансирования с ... сокращена.

Приказом Министерства культуры Республики Татарстан от ... ...л утверждено и с ... введено в действие новое штатное расписание.

Постановлением начальника отдела СЧ ГСУ МВД по ... от ... временное отстранение ФИО1 от должности отменено, выплаты ежемесячного государственного пособия прекращены.

Указанным постановлением установлено, что ... в ГСУ МВД по ... из Министерства культуры Республики Татарстан поступило информационное письмо от ... вх. ... о том, что должность начальника управления планирования и финансирования с ... сокращена, ФИО1 замещение другой должности в Министерстве культуры Республики Татарстан не предложено, в связи с чем основания для применения меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности отпали с прекращением выплат ежемесячного государственного пособия.

... ФИО1 ознакомлен с постановлением начальника отдела СЧ ГСУ МВД по ... от ....

Сопроводительным письмом начальника отдела СЧ ГСУ МВД по ... от ... ... заместителю министра культуры Республики Татарстан сообщено об отмене меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности в отношении ФИО1.

Имеющееся в материалах дела заявление ФИО1 датированное ... обращенное Министру культуры Республики Татарстан с входящим ... от ... свидетельствует об обращении работника за получением копий документов связанных с работой, в том числе переписки (входящих и исходящих писем) с ГСУ МВД по ..., связанную с отстранением от должности и отменой отстранения от должности, в том числе письма Министерства культуры Республики Татарстан от ... вх. ..., постановлений или распоряжений о сокращении или изменении штатного расписания или структуры министерства в 2018 году, уведомлении ФИО1 о сокращении, предложений о имеющихся вакансиях с приложенными должностными регламентами, приказа о проведении служебной проверки, справки Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики по результатам оказания практической помощи в реализации антикоррупционных мер, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством в Министерстве культуры Республики Татарстан, письменного заключения, приказов.

Приобщенное в ходе судебного рассмотрения сообщение заместителя министра культуры Республики Татарстан от ... ... свидетельствует о направлении почтовым отправлением ФИО1 уведомления о том, что по результатам проверки по вопросам антикоррупционной политики и оказания практической помощи в реализации антикоррупционных мер, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством в Министерстве культуры Республики Татарстан комиссией Министерства культуры Республики Татарстан в действиях ФИО1 признаков нарушения требований законодательства о противодействии коррупции не выявлено.

Согласно имеющемуся в материалах дела Уведомлению о вручении почтового отправления ... ФИО1 получено Уведомление об изменении штатного расписания с предложением замещения должности ведущего специалиста стратегического планирования и прогнозирования с указанием о том, что в случае отказа от предложенной должности или отсутствия вакантных должностей ФИО1 будет уволен ... по сокращению штата работников.

Приказом работодателя от ... ...л служебный контракт с начальником управления планирования и финансирования Министерства культуры Республики ФИО8 ФИО1 расторгнут по инициативе нанимателя по основанию, предусмотренному пунктом «а» пункта 3 части первой статьи 37 Федерального закона от ... № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпунктом «а» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации – прогул с увольнением ФИО1 ....

В качестве основания оспариваемый приказ содержит ссылку на Акты об отсутствии ФИО1 на служебном месте от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., Докладную служебную записку от ....

Согласно имеющейся в материалах дела Докладной служебной записке начальника отдела правовой и кадровой работы от ... обращенной Министру культуры Республики Татарстан ... с 10.00 часов до 13.00 часов ФИО1 присутствовал на судебном заседании в Вахитовском районном суде .... После судебного заседания в рабочее время в Министерство не явился, свое отсутствие не объяснил.

Имеющееся в материалах дела Уведомление о вручении почтового отправления свидетельствует о получении ... ФИО1 сообщения об увольнении и необходимости явки для ознакомления с приказом и получения трудовой книжки.

С приказом о прекращении (расторжении) служебного контракта с работником ФИО1 ознакомлен ....

Согласно части первой статьи 23 Федерального закона N 79-ФЗ служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Существенные условия служебного контракта установлены в части третьей статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ, согласно которой одним из таких условий является наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.

В части пятой указанной статьи закреплено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Порядок изменения существенных условий служебного контракта регламентирован положениями статьи 29 Федерального закона N 79-ФЗ, которая допускает изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей (часть первая).

При этом законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным служащим. Так, об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения (часть вторая статьи 29 Федерального закона N 79-ФЗ).

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ (части третья и четвертая статьи 29.

В соответствии с пунктом 7 части первой статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 Федерального закона) является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Увольняемому работнику в соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона от ... N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования, суд исходит из того, что увольнение работника произведено с нарушением установленного законом порядка увольнения.

В соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Из буквального толкования части первой статьи 193 названного Кодекса следует, что на работодателя до применения дисциплинарного взыскания императивно возложена обязанность по истребованию от работника письменного объяснения по факту совершения дисциплинарного проступка. В связи с чем дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику только после получения от него объяснения в письменной форме либо после непредставления работником такого объяснения (отказа предоставить объяснение) по истечении двух рабочих дней со дня затребования объяснений. Указанной нормой предусмотрено два дня для предоставления работником объяснений, что согласуется с правовой позицией отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ... ...-О.

Данное положение направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания.

Таким образом, часть 1 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации носит гарантийный характер в связи с чем, соблюдение установленной законом процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности является обязательным и не зависит от конкретных обстоятельств, возникших при реализации работодателем права на привлечение работника к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, оспариваемый приказ работодателя от ... ...л о расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1, как и материалы гражданского дела ссылок на объяснения ФИО1, либо на отказ работника от дачи объяснений по факту совершения дисциплинарного проступка в виде прогула не содержат. С Актами об отсутствии на рабочем месте ФИО1 ознакомлен не был.

Указанное, при издании работодателем приказа от ... об увольнении ФИО1 с ... с упраздненной работодателем с ... должности начальника управления планирования и финансирования при наличии не отмененного приказа работодателя от ... ...л о временном отстранении от занимаемой должности ФИО1, при отсутствии приказа работодателя о сохранении рабочего места и надлежащего Уведомления работника о необходимости приступить к работе свидетельствует о намеренном нарушении работодателем положений норм действующего трудового законодательства при фактическом одностороннем изменении нанимателем существенных условий служебного контракта государственного гражданского служащего ФИО1 и не соблюдении специальных гарантий установленных законом об уведомлении государственного гражданского служащего об изменении существенных условий служебного контракта представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения (часть вторая статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ), выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (часть девятая статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ) и иных гарантий, в том числе о преимущественном праве оставлении на работе.

В Федеральном законе от ... N 79-ФЗ отсутствует норма, позволяющая суду, рассматривающему индивидуальный служебный спор, изменить формулировку причины увольнения гражданского служащего в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону.

В Трудовом кодексе Российской Федерации в части 5 статьи 394 закреплена норма, предусматривающая, что в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи этого кодекса или иного федерального закона.

Положения части 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в силу статьи 73 Федерального закона от ... N 79-ФЗ могут быть применены при рассмотрении судом индивидуального служебного спора к отношениям, связанным с гражданской службой.

Гражданский служащий вправе обратится в суд за разрешением служебного спора по поводу увольнения с гражданской службы, изменения формулировки причины освобождения от замещаемой должности гражданской службы. При разрешении спора, связанного с увольнением гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, суд должен дать оценку правомерности увольнения гражданского служащего по основанию, которое следует из фактических обстоятельств, повлекших его увольнение. В том случае, когда имелись законные основания для расторжения служебного контракта с гражданским служащим и был соблюден порядок увольнения, однако при оформлении увольнения представитель нанимателя неправильно сформулировал основание и (или) причину увольнения гражданского служащего, суд обязан привести формулировку основания увольнения в соответствие с реальной его причиной. Принятие судом такого решения возможно при условии соблюдения представителем нанимателя всех требований, предъявляемых законодателем к процедуре увольнения гражданского служащего по конкретному основанию, и не может быть произвольным.

Изменение формулировки основания и (или) причины увольнения гражданского служащего осуществляется судом при разрешении индивидуального служебного спора в соответствии с частью 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, которая применяется в этом случае исходя из положений статьи 73 Федерального закона от ... N 79-ФЗ.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части 5 статьи 394 Кодекса обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.

С учетом указанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащей применению к спорным отношениям, суд правомочен изменить формулировку основания увольнения и причины увольнения гражданского служащего в случае признания их неправильными или не соответствующими закону, но не вправе изменять само основание увольнения, право выбора которого в случае совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка принадлежит представителю нанимателя, то есть суд не может вместо представителя нанимателя избрать новое основание увольнения гражданского служащего (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ... ...-КГ18-260).

В соответствии с частью третьей статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

Определенный работодателем в приказе от ... день увольнения ФИО1..., исходя из толкования работодателем положений части третьей статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в день совершения проступка в соответствии с Актами работодателя об отсутствии на рабочем месте от ... ..., от ... ... свидетельствует о нарушении работодателем установленного статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации месячного срока привлечения к дисциплинарной ответственности, а также двухдневного срока для дачи объяснений и прекращении трудовых отношений с работником и соответственно об увольнении работника до наступления дисциплинарных проступков, совершенных, по мнению работодателя, в период с ... и по ....

Кроме того, имеющийся в материалах дела Акт работодателя от ... ... об отсутствии ФИО1 на рабочем месте с 13.30 часов до 18.00 часов после участия в судебном заседании Вахитовского районного суда ... и Акт работодателя от ... ... об отсутствии ФИО1 на рабочем месте с 09.00 часов до 18.00 часов свидетельствуют о том, что ни ..., ни ... в соответствии с положениями части третьей статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации не могут являться последним днем работы работника.

Правовые последствия увольнения без законного основания или с нарушением установленного законом порядка увольнения предусмотрены статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями части первой и второй указанной статьи в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, который принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Федеральным законом от ... N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не дано определение средней заработной платы и не урегулирован порядок выплат при восстановлении сотрудников на работе, что свидетельствует о наличии оснований для применения положений статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников указанных выплат.

Порядок исчисления средней заработной платы установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства от ... N 922.

Согласно пункту 2 данного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание государственного гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Согласно пункту 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся:

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;

- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

- ежемесячное денежное поощрение;

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Пунктом 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 562 утверждены "Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Правила), которые также определяют денежное содержание гражданского служащего.

Указанными Правилами предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

Таким образом, вышеприведенные дополнительные выплаты учитываются в составе денежного содержания государственного гражданского служащего с учетом приведенного порядка исчисления.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в указанной части по состоянию на ... в сумме 71068, 94 руб., суд руководствуется представленными работодателем сведениями о среднем заработке работника и учитывает произведенную при увольнении работодателем выплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 144710, 06 руб. и исходит из того, что ущерб работника выражается в упущенной заработной плате, которую работник мог бы получить, если бы его возможность трудиться не была ограничена.

В соответствии с частью 16 статьи 70 Федерального закона N 79-ФЗ в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Поскольку факт незаконного увольнения истца нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного ответчиком нарушения трудовых прав истца и длительность такого нарушения, значимость нарушенного права, степень вины ответчика, степень причиненных истцу нравственных страданий, суд приходит к выводу о соответствии суммы в размере 2000 руб. требованиям разумности и справедливости.

Учитывая то, что денежная компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается гражданскому служащему в соответствии с частью 13 статьи 46 названного федерального закона при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в указанной части суд не усматривает.

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (часть 4).

В соответствии с частью 5 статьи 36 названного федерального закона в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением и произвести с ним окончательный расчет.

Согласно Акту и.о. начальника отдела правовой и кадровой работы ФИО5 и докладной записке начальника отдела госзаказа и финансового контроля ФИО9 от ... ведущий специалист отдела правовой и кадровой работы ФИО10 в присутствии и.о. начальника отдела правовой и кадровой работы ФИО5 выдала ... в кабинете ... Министерства культуры Республики ФИО8 ФИО1 трудовую книжку. От подписи в получении трудовой книжки ФИО1 отказался.

Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования в указанной части, суд исходит из того, что предусмотренная законом обязанность по выдаче работодателем трудовой книжки при прекращении исполнения гражданским служащим должностных обязанностей работодателем исполнена.

При таком положении, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в указанной части суд не усматривает.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ... отказано ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Министерству культуры Республики Татарстан о возложении обязанности по выдаче документов связанных с работой по обращениям к работодателю от ... и ... и компенсации морального вреда.

Согласно пояснениям представителя истца в судебном заседании перечень документов запрашиваемых истцом по настоящему делу отличается от перечня документов запрошенных работником по ранее рассмотренному делу являвшегося предметом рассмотрения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан.

Между тем, с учетом наличия не вступившего в законную силу заочного решения Приволжского районного суда ... от ... по иску ФИО1 оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части возложения на работодателя обязанности по выдаче документов связанных с работой суд не усматривает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

В силу вышеприведенных норм с Министерства культуры Республики Татарстан в доход муниципального образования ... подлежит взысканию сумма в размере 2632, 07 руб.

В соответствии со статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о восстановлении на работе, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать приказ Министерства культуры Республики Татарстан от ... ...л о прекращении действия служебного контракта от ... ... (с изменениями к служебному контракту от ... ...) и увольнении с ... начальника управления планирования и финансирования ФИО1 по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 3 части первой статьи 37 Федерального закона от ... № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» незаконным.

Восстановить ФИО1 на работе в Министерстве культуры Республики Татарстан в должности начальника управления планирования и финансирования.

Взыскать с Министерства культуры Республики Татарстан в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 71 068, 94 руб., компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Министерства культуры Республики Татарстан в доход муниципального образования ... сумму в размере 2 632, 07 руб.

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд ....

Судья /подпись/ А.Р. Сафин

Копия верна

Судья А.Р. Сафин

Объединение профсоюзов Татарстана
Юридический адрес: 420015, РТ, г. Казань, ул. Большая Красная 64, а/я 72
Телефоны: 8 (987) 265-24-43, 8 (917) 228-47-39
E-mail: n_milchenko@mail.ru
Разработка сайта: ООО "Аматрикс-Сервис"