Объединение профсоюзов Татарстана - территориальное объединение организаций профсоюзов

«Не надо плакать – организуйтесь!»
«Мы правы силой нашего профсоюза и своим единством!»
«Не надо дрожать, за справедливость в нашей России надо бороться и побеждать!»
«Кризис не за счет рабочих, дадим прохоровым сдачи! !»
«Нет произволу начальства!»
«Нет рабству и хамству на работе!»
«Сильный профсоюз - профсоюз, о силе и победах которого знают все!»
Рабочий один слаб - Профсоюз - защита от хозяйских лап ! В. Маяковский
Защити свои права вместе с профсоюзом!
«Нет забастовок законных или незаконных, есть забастовки успешные (выигранные) или неуспешные (не выигранные)».
Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть. Бернард Шоу

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА ТРУДА СПР С.В.ХРАМОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЗАЁМНЫЙ ТРУД В РОССИИ»

26 июня 2014 года в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская конференция «Заемный труд в России». В ней приняли участие представители Союза профсоюзов России (СПР). Генеральный инспектор труда СПР С.В.Храмов выступил с докладом на тему «Регулирование взаимоотношений руководства предприятия-пользователя заемного персонала с профсоюзом в свете принятия закона о заемном труде в России». В программе Всероссийской конференции доклад Генерального инспектора труда СПР  завершил пленарное заседание. Выступившие ранее коллеги – в высшей степени квалифицированные специалисты в сфере трудовых отношений, дали глубокий анализ получившему законодательное оформление «заемному труду». В свою очередь, Сергей Владимирович Храмов описал возможные взаимоотношения работодателя-пользователя с профсоюзом и спрогнозировал существенные проблемы, которые могут возникнуть в практике реализации обсуждаемого закона. Он отметил, что, в первую очередь, для того, чтобы отстраивать отношения между работодателем-пользователем и профсоюзом, важен вопрос о членстве в профсоюзе «заемных» работников.

Пресс-служба СПР
 

Согласно ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ничто не препятствует «заемным» работникам вступать в профорганизации, объединяющие работников основного работодателя, или даже создавать их. Распространение гарантий соответственно данному закону на «заемных» работников может и должно включаться в коллективные договора и\или соглашения.  

 
Следует ожидать и расширения процесса создания профорганизаций потенциально «заемными» работниками, как первичных профорганизаций, объединяющих работников формального работодателя (ЧАЗа).

 
Генеральный инспектор труда СПР выразил сожаление, что обсуждаемый закон исключил профсоюз из процесса фактического разделения коллектива на «своих» и «заемных» работников. Что, неизбежно, будет болезненно восприниматься коллективом, чревато снижением технологической дисциплины, коллективными спорами, иными действиями работников,  создающими, в том числе, и репутационные риски для работодателя-пользователя.

 
Оптимизация этой ситуации возможна через заключение реальных коллективных договоров, что, в свою очередь, потребует кардинального пересмотра системы социального партнерства на локальном уровне, изменения законодательства на основе принципов, которые были заложены в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Суть которых, в отличие от норм ТК РФ: работодатель обязан вести коллективные переговоры с каждым профсоюзом, при этом  КД не обязателен для заключения, но обязателен для исполнения после заключения; разные профсоюзы работников одного предприятия могут либо создать единый орган по подготовке КД, либо выдвинуть свои проекты КД и вынести их на альтернативное голосование коллектива (выбор не профкома-представителя, а проекта КД); окончательный вариант КД подлежит утверждению коллективом.

 
 В своём докладе Сергей Храмов коснулся вопроса условий оплаты труда «заемного» работника, которые должны  быть не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию. Более того, подчеркнул он, добросовестный работодатель должен затрачивать на «заемного» работника существенно больше средств, чем на штатного. Помимо зарплаты и взносов на нее, работодатель должен перечислять ЧАЗу оплату его услуг.

 
 Очевидно, что работодатель не может позволить себе нести увеличенные расходы на оплату части работников. Следовательно, он будет изыскивать способы уменьшить зарплату «заемному» работнику, как минимум, на величину комиссии ЧАЗа. Тем более, что размер этой комиссии неизбежно существенно вырастет вследствие вступления в силу обсуждаемого закона: жесткие требования к аккредитации ЧАЗов, вытекающая из текста закона обязанность ЧАЗа нести расходы на специалистов по охране труда, по отраслевым нормативам и т.п.

 
Таким образом, даже добросовестный работодатель-пользователь будет вынужден компенсировать расходы на услуги ЧАЗу за счет снижения стимулирующих выплат «заемным» работникам.

 
Отсюда вытекает основная проблема отнюдь не современных трудовых отношений в России. Это премиально-депремиальная система заработной платы, доставшаяся в наследство от принятого в 1986 году Постановлением № 1115 ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС «О совершенствовании организации заработной платы…» экономического стимулирования работников, трансформированное в ТК в виде «стимулирующих выплат».

 
 Премиально-депремиальная система оплаты труда и является действующим крепостным правом. Данная система в цепочке работодатель-работник породила появление третьей силы со своими амбициозными, а иногда и корыстными, интересами. Это средний менеджмент – начальники цехов, смен. Интересы этой третьей силы не совпадают с интересами владельцев предприятия – акционеров, поскольку ухудшают социальный климат в коллективе, стимулируют нарушение технологии изготовления продукции, т.е. приносят качество в жертву количеству, тем самым снижая конкурентоспособность продукции предприятия.

 
Генеральный инспектор труда СПР в своём докладе отметил, что одной из важнейших задач профсоюзов для регулирования заемного труда в современном условиях должно стать стремление максимально избежать дискриминации «заемных» работников, поддерживать основополагающий принцип «равная оплата за равный труд».

 
Определяющим для практики регулирования взаимоотношений между работодателем-пользователем «заемным» трудом и профсоюзом является вопрос о порядке разрешения коллективных трудовых споров.

 
Таким образом, в интересах работодателя-пользователя вести конструктивный социальный диалог с профсоюзом, реально представляющим интересы всех категорий его работников.   Более того, С.В.Храмов предложил ввести в законодательство нормы, разграничивающие понятия: «права профсоюза» и «обязанности работодателя и власти по отношению к профсоюзу»,  то есть сформулировать понятие «представительный профсоюз».

 
В завершении своего доклада Сергей Храмов обратил внимание присутствующих, что закон  вступает в силу с 01.01.2016, таким образом, все стороны взаимоотношений, связанных с «заемным трудом», на полтора года погружаются в эпоху перемен. При этом аутстаффинг, как система трудовых отношений, легализован, но не регламентирован! Однако, он выразил надежду на то, что формирующаяся в эти «смутные» полтора года практика даст основания для внесения корректировок в законодательство.

 
В противном случае, легализация заемного труда, не предусматривающая эффективных механизмов защиты трудовых прав заёмных работников и гарантий их занятости, будет способствовать ещё большему расслоению работников по уровню доходов и уровню защиты их прав, а также к закреплению и расширению дискриминации на рынке труда.

Объединение профсоюзов Татарстана
Юридический адрес: 420015, РТ, г. Казань, ул. Большая Красная 64, а/я 72
Телефоны: 8 (987) 265-24-43, 8 (917) 228-47-39
E-mail: n_milchenko@mail.ru
Разработка сайта: ООО "Аматрикс-Сервис"