Объединение профсоюзов Татарстана - территориальное объединение организаций профсоюзов

«Не надо плакать – организуйтесь!»
«Мы правы силой нашего профсоюза и своим единством!»
«Не надо дрожать, за справедливость в нашей России надо бороться и побеждать!»
«Кризис не за счет рабочих, дадим прохоровым сдачи! !»
«Нет произволу начальства!»
«Нет рабству и хамству на работе!»
«Сильный профсоюз - профсоюз, о силе и победах которого знают все!»
Рабочий один слаб - Профсоюз - защита от хозяйских лап ! В. Маяковский
Защити свои права вместе с профсоюзом!
«Нет забастовок законных или незаконных, есть забастовки успешные (выигранные) или неуспешные (не выигранные)».
Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть. Бернард Шоу

Не стреляйте в профсоюзы

В Бразилии профсоюзы организуют очередные акции протеста, которые полиция разгоняет с применением слезоточивого газа. С российского Дальнего Востока приходят сообщения о том, что профсоюзы Приморского края и Северо-востока Китая договорились вместе защищать права работников – мигрантов. Все это дает нам повод рассмотреть проблему в более широком плане: какова сегодня на самом деле роль российских профсоюзов? Сегодня в России профсоюзы ругают все кому не лень, начиная с заштатных журналистов и кончая маститыми профессорами из ВШЭ. Их критикуют за неспособность организовать массовые забастовки, протестные манифестации и митинги. Поэтому их называют «беззубыми». Дело дошло до того, что один из руководителей Департамента социальных программ ВШЭ выразил сомнение относительно самой целесообразности их существования. Доводы «ликвидаторов» профсоюзов чрезвычайно просты: если возникают социальные конфликты, то почему их нельзя разрешить через арбитражные комиссии или суды; для чего нужны сегодня коллективные договоры, подписываемые профсоюзами, если наемный работник заключает с работодателем индивидуальный трудовой контракт?

 
Мне представляется, что субъективные оценки профсоюзов можно объяснить недооценкой или просто умышленным замалчиванием тех объективных факторов, которые и сегодня определяют роль и значение профессиональных союзов наемных работников в системе рыночного хозяйства.

 
Молодой работник, подписывающий сегодня индивидуальный трудовой контракт, может и не осознавать, что он пришел почти «на все готовое». Ведь его зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование и другие условия труда уже определены национальными и международными социальными стандартами, которые были завоеваны в тяжелейших классовых битвах между трудом и капиталом.

 
Важную, если не решающую роль в «очеловечивании» трудовых отношений, конечно, сыграли профсоюзы. История рыночных отношений насчитывает много тысячелетий. Вначале труд регулировался семейными и общинными традициями, религиозными заповедями. Позже появились первые элементы трудового законодательства. Даже после индустриальных революций профсоюзы были запрещены. Они появились всего чуть более двух веков назад, когда возникла реальная угроза социальных революций, а у частного бизнеса – инстинкт самосохранения, когда обществом была осознана объективная необходимость в регулировании социально-трудовых отношений.

 
Еще в 30-х годах прошлого столетия каждое завоевание профсоюзов (восьмичасовой рабочий день, минимальная заработная плата, оплачиваемый отпуск, социальное страхование) вырывались ими в тяжелейшей борьбе, сопровождавшейся подчас кровопролитием и даже человеческими жертвами. Бернард Шоу, описывавший в своих произведениях бескомпромиссный характер социальных проблем того времени, не без юмора заметил: «Бог создал мир за шесть дней, как видно, тогда не было профсоюзов!» Профсоюзы в то время воспринимались как необходимый, но все же дестабилизирующий фактор. И это было вполне закономерно, потому что, когда профсоюзы требовали увеличения заработной платы, то бизнес воспринимал это как посягательство на собственный карман и изъятие части его прибыли.

 
Однако с переходом к постиндустриальному обществу ситуация меняется. Медленно и преодолевая большие трудности стала пробивать себе дорогу система социального партнерства. Это означает, что за стол переговоров могли сесть социальные партнеры: профсоюзы, работодатели и представители власти. Они через диалог могли прийти к социальному консенсусу. Но, чтобы прийти к согласию, нужно найти баланс различных интересов участников хозяйственной деятельности. И такой общий интерес реально возможен. Необходимо только отказаться от фетишизации прибыли, как главной цели предприятия, а в переговорах между социальными партнерами сосредоточить основное внимание не на ее дележе, а на достижении общими усилиями конкурентоспособности предприятия, региона, национальной экономики.

 
Цивилизованный бизнес, ориентированный на долгосрочное и устойчивое развитие, делает ставку не на сиюминутную прибыль, а на достижение конкурентных преимуществ. Если предприятие будет конкурентоспособным, то акционеры получат свои ожидаемые дивиденды, менеджеры – приличное вознаграждение, рядовые работники – достойную заработную плату и гарантию рабочего места.

 
Очевидно, что в этом контексте существенно меняются критерии оценки эффективности профсоюзной деятельности. О ней вряд ли стоит судить только по количеству забастовок и их участников, по накалу классовых страстей, по популистским, но нереальным лозунгам некоторых профсоюзных деятелей. Основными критериями следует считать уровень заработной платы и занятости, охраны труда, удельный вес социальных расходов в ВВП и другие условия сферы труда.

 
Вероятно, главным критерием эффективности профсоюзов следует считать даже не их численность, а ту роль, которую они играют в качестве института гражданского общества. Надо признать, что численность профсоюзов значительно сократилась даже в наиболее развитых странах. Пожалуй, только в некоторых скандинавских странах профсоюзами охвачено более половины наемных работников. В большинстве же стран ЕЭС этот показатель колеблется от 35 до 12 процентов. Примером того, что влияние профсоюзов нельзя определять только их численностью, могут служить миллионы манифестантов, вышедших под знаменами профсоюзов на улицы городов Франции, Великобритании, Греции и других стран, чтобы протестовать против антисоциальных мер своих правительств.

 
В то же время профсоюзы представлены в руководящих органах предприятий, в различных социально-экономических советах при правительствах, активно участвуют в разработке международных конвенций и рекомендаций МОТ. Весьма показательно отношение к профсоюзам главы «Дженерал Моторс» Дэна Амерсона: «Если посмотреть на историю США, то 100 лет назад профсоюзы были очень важны. Сегодня они также важны… Профсоюзы тоже часть компании. Я не хочу победить профсоюз – я хочу построить конструктивный диалог».

 
Что касается российских профсоюзов, то и они требуют объективного отношения к себе. Я до сих пор задаю себе вопрос: как они могли выжить в той социально-политической катастрофе, связанной с распадом Советского Союза? Российские профсоюзы выжили, в то время как большинство других общественно-политических организаций и структур просто перестали существовать. Конечно, в этих перипетиях они многое потеряли: численность членов профсоюзов резко сократилась, значительная часть имущества и финансовых средств потеряна. Но важнее было то, что они сохранили свою структуру, не распались на множество малочисленных и маловлиятельных группировок, а сумели сплотиться вокруг Федерации независимых профсоюзов (ФНПР), которая сейчас объединяет более 20 млн членов профсоюзов – почти 90% организованных профсоюзов наемных работников. Российские профсоюзы не только выжили, но стали одним из самых влиятельных и многочисленных профсоюзных центров в Международной организации труда.

 
Но самым важным достижением является то, что российские профсоюзы начинают играть ведущую роль в качестве наиболее массового института гражданского общества и активного участника Общероссийского Народного фронта.

 
Конечно, в деятельности профсоюзов имеется множество недостатков и слабых сторон. Это отмечал и президент РФ, и не отрицают сами руководители ФНПР. Но для объективной оценки деятельности российских профсоюзов следует признать, что они часто встречают на своем пути серьезные препятствия и трудности.

 
Остановимся только на одном аспекте их деятельности в качестве социального партнера. Теоретически и де-юре профсоюзы и работодатели должны быть абсолютно равноправными в системе социального партнерства, но практически и де-факто это далеко не так.

 
Не будем сравнивать явно несравнимое: финансовые ресурсы РСПП, которую часто называют «профсоюзом олигархов», и финансовые возможности ФНПР. Но у этих социальных партнеров далеко не одинаковые и административные ресурсы, а также и политические возможности. В Федеральном собрании РФ более половины депутатов являются прямыми представителями частного бизнеса, в то же время среди парламентариев только 8 депутатов, которых можно назвать представителями профсоюзов. Во всех фракциях парламента с трудом можно насчитать несколько десятков «сочувствующих» законодательным инициативам профсоюзов.

 
В многочисленных экспертных советах и комитетах при Администрации президента и Правительстве РФ практически всегда можно найти представителя РСПП и «Опоры России», но значительно реже – представителя ФНПР. При Правительстве РФ сформировалась группа придворных экономистов из ВШЭ, РЭШ, Гайдаровского института, давно концептуально и физически сросшихся с РСПП. Ныне они претендуют на монополию в разработке федеральных законов и важнейших стратегических программ. За последние десятилетия, насколько мне известно, никто не обращался с подобными поручениями в Академию труда и социальных отношений – старейший учебный и научный центр, учредителем которого является ФНПР. Непонятно также, почему создан Институт уполномоченного при президенте по защите интересов бизнеса и нет аналогичной структуры по защите интересов наемного труда. Профсоюзы не в меньшей степени, чем бизнес, нуждаются в государственной поддержке. От местных профсоюзных организаций поступает информация о многочисленных нарушениях работодателями Трудового кодекса и условий коллективных договоров. Зафиксированы случаи неоправданного запрета государственными и муниципальными органами протестных акций профсоюзов. Наконец, нельзя оставаться нейтральными и равнодушными, когда по чьему-то заказу организуется антипрофсоюзная кампания в СМИ, публикуются явно проплаченные статьи, клевещущие на профсоюзы.

 
Специально не будем подробно говорить о достижениях профсоюзов. Они, конечно, есть. Но профсоюзы, безусловно, не белые и не пушистые. Однако нельзя оспаривать тот очевидный факт, что профсоюзы играют важную роль в сохранении политической и социальной стабильности российского общества. Эта стабильность резко контрастирует с тем, что мы наблюдаем во многих зарубежных странах. Надо четко осознать, что еще преждевременно хоронить профсоюзы. Пока есть наемный труд, у него должны быть его защитники – профсоюзы. Можно согласиться с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым, когда он в передаче «Что делать?» заявил: «Если хотите революции – ликвидируйте профсоюзы!»
"Трибуна"

 
Публикации раздела: Пресса о профсоюзах

18.07.2013 - 
Ненужная слава

18.07.2013 - 
“Зачем вам знать...”

16.07.2013 - 
Менять нужно всё

15.07.2013 - 
Чужие проблемы

10.07.2013 - 
Авиакомпании разменяют тысячу

http://www.rborba.ru/46330108ABAF2/51E90189588D0.html

Объединение профсоюзов Татарстана
Юридический адрес: 420015, РТ, г. Казань, ул. Большая Красная 64, а/я 72
Телефоны: 8 (987) 265-24-43, 8 (917) 228-47-39
E-mail: n_milchenko@mail.ru
Разработка сайта: ООО "Аматрикс-Сервис"