На условиях анонимности пять видных специалистов по подбору персонала рассказали «Труду», как профессия отравляет им жизнь. «Оцениваю новых знакомых по привычным критериям» Валерия С. , заместитель директора HR-службы инвестиционной компании: — Главный минус — высокая эмоциональная напряженность. Рекрутеры проводят до 50 встреч в неделю, и каждый раз надо наладить контакт, настроиться на волну кандидата, оценить человека. Люди приходят разные, кто-то находится в подавленно-депрессивном состоянии, кто-то агрессивен, кто-то теряется. Рекрутер должен справиться не только с чужими, но и со своими эмоциями, постараться не заразиться настроением кандидата. Бывает, замечаю за собой признаки профессиональной деформации. Слишком часто возникает соблазн оценить нового знакомого по привычным критериям. Иногда в беседах проскакивают типичные для собеседования вопросы.
Важная особенность профессии — это постоянная работа с людьми, которые как минимум приукрашивают себя, а иногда и откровенно обманывают. Как следствие, у многих рекрутеров формируется недоверчивость, что негативно сказывается даже на личных контактах. И, наконец, высокая ответственность. Результаты работы рекрутера очень заметны. Через 1–2 месяца работы человека станет понятно, ошибся рекрутер с выбором или все сделал правильно. Если сотрудник не подошел, желающих высказать свое мнение о качестве работы рекрутера очень много.
«Постоянные переработки»
Вера И., управляющий партнер консалтинговой компании:
— Вот только некоторые минусы работы рекрутера.
Во-первых, постоянные задержки на работе. Как правило, кандидаты, ищущие новую работу, на собеседование могут приходить только после окончания рабочего дня, то есть в 19–20 часов.
Во-вторых, отсутствие практики подписания Job Offer в нашей стране. Ищешь кандидата месяцами, находишь, он проходит все этапы трудоустройства, а в тот момент, когда ты его уже ждешь и уволил сотрудника с его должности, он отказывается от работы. Хорошо, если хотя бы сообщает об этом — часто просто не приходит, а телефоны заблокированы.
«Работаю козлом отпущения»
Владимир Р., директор по развитию розничной сети:
— Минусы работы чаще всего связаны с позицией начальства. Ты предоставляешь руководству выбор. И если тот выбирает «плохого» кандидата, виноват я. Меня тут же обвиняют в некомпетентности, хотя зачастую сам заказчик не в состоянии сформулировать конкретные параметры, по которым я должен осуществить поиск.
Рекрутмент — неблагодарная профессия, особенно в системе подбора массового персонала. Очень часто начальство требует невозможного. Это касается сроков, количества сотрудников, зарплат. Всем хочется «канарейку за копейку».
Я сам пострадал в такой ситуации. На одном из прошлых мест мне нужно было найти няню в семью акционера компании. Няня требовалась не простая. И чтобы жила неподалеку, и чтобы машина была, и чтобы обучала и первого, и второго ребенка, и т. п., и т. п., а платить за все это он был готов не самые большие деньги. Меня как заместителя HR-службы оценивали не по тому, сколько персонала я устроил в компанию, а по тому, удастся ли мне найти няню для руководителя! Я подбирал, ему не нравилось. Я пытался объяснить, что на рынке огромная текучка, что требования чересчур завышены, но кто меня слушал? В ответ было все вплоть до скрытой постановки вопроса об увольнении. В итоге мне все-таки удалось уговорить руководителя снизить свои требования.
«Приходится увольнять хороших людей»
Анна У., директор по персоналу телекоммуникационной компании:
— Для меня лично минус — это необходимость иногда увольнять хороших людей и профессионалов. Я считаю, что делаю это лучше других. Именно потому, что мне это не нравится. Поэтому это тоже не минус. Парадокс?
«Теряю веру в людей и становлюсь циничной»
Светлана К., руководитель рекрутинговой компании:
— HR-директор теряет розовые очки, оставляет веру в людей, становится циничным и в итоге перестает быть компетентным.
Если генеральный директор — самодур, HR-менеджер ничего не сможет сделать. А работа может быть только в контакте с первым лицом.
Иногда хочется поменять профессию. Особенно когда предлагаешь очередную идею руководству, а оно не готово ее принять. Другой случай — ты понимаешь, что бренд работодателя вредит твоей репутации. Тогда компания «кидает» персонал, а значит, и ты тоже.
Чего они стыдятся
У каждого HR-менеджера бывают проколы и слабости. Наши герои делятся историями из практики.
«Поддалась чарам соискателя»
Валерия С.:
— Рекрутеры часто попадают под общие стереотипы, считая, что молодые — более активные, мужчины — логичные, а евреи — умные. Данные заблуждения влияют на решение на последнем этапе, когда выбирается сотрудник из оставшихся двух-трех кандидатов.
Опытный эйчар может продать кандидата работодателю. Были ситуации, когда продвигали работника, потому что не было сил и желания искать кого-то лучшего на рынке.
Я стараюсь учиться на ошибках. Однажды я проводила собеседование с кандидатом на позицию руководителя отдела продаж. Знаете, такие люди умеют подать и продать себя. Вот и я поддалась обаянию соискателя. Конечно, умение забалтывать и обаять — незаменимые качества для любого продажника. Я подумала, что это идеальный кандидат. Поэтому я не проверила обстоятельно профессиональные компетенции и личные качества. Все-таки это не просто линейный сотрудник, а руководитель. Нужен был системный человек, а мой кандидат не мог смотреть дальше своего участка. Через полгода он был уволен из компании за профнепригодность.
«Приняла на работу, потому что совпало хобби»
Вера И.:
— Иногда личное отношение рекрутера может повлиять на исход собеседования.
Расскажу случай со слов кандидата. Собеседование на позицию менеджера по продажам. Кандидатка окончила консерваторию по классу фортепиано, опыта работы в продажах нет, налицо только необходимые для продажника личные качества: коммуникабельность, активность, целеустремленность и другие. Среди хобби — игра на кото, японском щипковом музыкальном инструменте. Обсудив общие вопросы про опыт и образование, HR-менеджер интересуется хобби кандидата. Кандидат рассказывает о своем увлечении и попадает в точку.
Как выясняется позже, среди хобби HR-менеджера — Япония и все, что с ней связано. Начинается разговор по душам. Несложно догадаться, что если два увлеченных одним делом человека беседуют, то в конце разговора они кажутся друг другу почти родными. Кандидата берут на работу. Когда руководитель отдела продаж вышла после отпуска на работу, она схватилась за голову: кого ей взяли в отдел?! Научить музыканта продавать и, главное, вовремя приходить на работу, не срывать сделки — все-таки представитель творческой профессии — оказалось невозможным, и через некоторое время девушку уволили.
«Подобрал бестолковую студентку»
Владимир Р.:
— Очень обидно, когда ошибаешься с выбором сотрудника, хотя искренне верил в человека. Я подобрал сотрудницу на позицию тренера из числа студенток-отличниц. Я знал ее лично. Она работала у нас во время практики помощником тренера, но как самостоятельный тренер оказалась абсолютно неспособной. В результате ей пришлось уйти из компании демотивированной и негативно настроенной, даже обозленной.
«Была необоснованно жестока на собеседовании»
Светлана К.:
— Я пробовала проводить стрессовое интервью, но больше этот метод не использовала — результат не удовлетворил, а вызвал досаду и стыд. Жесткость можно проявлять к тем кандидатам, кто точно не подходит и от кого побыстрее нужно избавиться.
Признаюсь, я была несправедлива к соискателям. При отсутствии времени есть соблазн не вникать в детали и не разбираться во всем детально, а сделать вывод на основе первого впечатления.
Опрос: Что вас раздражает в коллегах?
Владимир Р.:
— Меня раздражает большое количество вранья. Все любят говорить о достижениях, которых на самом деле нет, и ни слова о реально существующих проблемах. Я читаю интервью человека в журнале — он убеждает меня в одном. Прихожу в магазин и вижу совершенно другое. Все это очень раздражает.
Один действительно неплохой HR-менеджер говорил, что провел 5000 интервью. Кто-то из коллег подсчитал необходимое для этого время — оказалось, что он безбожно врет. Да и вообще какая разница, сколько собеседований ты провел? Где результат?
А вот что касается соискателей, всегда, особенно при наборе топовых сотрудников, неосознанно испытываешь следующие чувства: я тебя устроил — ты должен быть мне благодарен. На мой взгляд, это нормальная эмоция, не нужно ее гасить. Зачем? Ты сделал правильный выбор для компании и одновременно помог человеку найти работу.
Анна У.:
— Сейчас в коллегах уже ничего не раздражает — «мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Однажды расставалась с коллегой с формулировкой «ты не любишь людей», и на его вопрос, не стоит ли ему сменить профессию, ответила, что такие эйчары, как он, тоже востребованы, просто в других местах. Он сейчас очень, насколько я знаю, успешен. И дай ему бог удачи…
Светлана К.:
— Ужасно раздражает зазнайство — профессиональный снобизм, уничижительное отношение к руководителю-дилетанту. Не могу мириться с всезнайством — утомленностью от собственного знания ответов на все вопросы.
"Труд"
Публикации раздела: Аналитика
21.10.2010 -
Больничный лист подлежит перерасчету
14.10.2010 -
Сергей Храмов - о перспективах российских пенсионеров
12.10.2010 -
Бизнес тоже перепишут
11.10.2010 -
Болеть себе дороже
08.10.2010 -
Объясняя кризис
http://www.rborba.ru/46C1D09496293/4CC80D5BB506D.html